Тисни "Вхід", або "Реєстрація" та приєднуйся до нас!


Развитие речи ребенка

Вагітність і пологи, здоров'я дітей, виховання і інші питання.

Модераторы: TANECHKA, Ksenia

Ответить
Аватара пользователя
angel
Ангел форуму Полковник
Ангел форуму Полковник
Сообщения: 1198
Зарегистрирован: 21 ноя 2008
Всего на руках: Заблокировано
Репутация: 491
Пол: Женский
Откуда: Київ
Благодарил (а): 862 раза
Поблагодарили: 845 раз
Контактная информация:

Развитие речи ребенка

#1

Сообщение angel » 15 апр 2011, 11:47

Развитие речи ребенка по годам:
1 год
К году словарь состоит из 9-12, а иногда и большего количества слов.

2 года
К 2 годам активный словарь, т.е. те слова, которые ребенок активно использует в своей речи, уже насчитывает примерно 250-300 слов.

3 года
К 3 годам активный словарь достигает 800-1000 слов. К трем годам дети учатся говорить фразами, предложениями. Речь становится уже полноценным средством общения.

4 года
В возрасте 4 лет ребенок уже хорошо владеет речью и может разговаривать со взрослым на отвлеченные темы. Предложения становятся все более сложными. Ребенок задает вопросы, меняет интонацию.

5 лет
К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500-3000слов, фраза удлиняется и усложняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.

6-7 лет
К 6-7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью.

Если Вы заметили, что Ваш ребенок говорит немного не так.
Обратите внимание на таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

Возраст появления звуков в годах
1-2 года - звуки А О Э П Б М

2-3 года - звуки И Ы У Ф В Т Д Н Г Х К Й

3-5 лет - звуки С З Ц Ш Ж Ч Щ

5 лет - звуки Л Р

Если к 5 годам ребенок говорит не четко, это уже не «возрастное косноязычие» и требуется специальная логопедическая помощь.

-- Добавлено через 21 минуту 58 секунд --

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно 3-4 раза в день, отводя ей по 15-20 минут перед зеркалом.
Каждое упражнение выполняется от 7- до 25 раз.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с,з,ц)

1."Чистим зубки"
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, а потом снизу вверх.
Методические указания.
1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

2."Футбол"
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания.
1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придержать пальцами.
2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

3."Непослушный язычок"
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки "пя-пя-пя…". Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

4."Широкий язычок"
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению "Непослушный язычок".

5."Кто дальше загонит мяч?"
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.


Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков (ш,ж,ч,щ)

1."Наказать непослушный язычок. "
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2."Широкий язычок"

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2.Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3.Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

3."Приклей конфетку"
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Внимание!
1.Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2.Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3.Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4.Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

4."Грибок"
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. ( Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Внимание!
1.Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2.Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
3.При повторении упражнения надо открывать рот шире.

5."Кто дальше загонит мяч"
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2.Нельзя надувать щёки.
3.Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

6."Вкусное варенье"
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

7."Гармошка"
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание!
1.Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2.Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3.Следить,чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

8."Фокус"
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1.Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2.Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3.Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Артикуляционная гимнастика для звуков "л-ль"

1." Наказать непослушный язычок"
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

2. "Вкусное варенье"
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

3. "Пароход гудит"
Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

4." Индюк"
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

5. "Качели"
Открыть рот,напряженным кончиком языка тянуться к носу и подбородку,либо к верхним и нижним зубкам.
Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

6. "Лошадка"
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

7. "Лошадка едет тихо"
Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

8. "Ветерок"
Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

Артикуляционная гимнастика для звуков "р-рь"

1. "Чьи зубы чище? "
Широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

2. "Маляр"
Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

3." Кто дальше загонит мяч?"
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

4." Вкусное варенье"
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.


5."Грибок"
Присасывание языка к небу.Поднять язык к небу, до предела растянув уздечку.Удерживать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна.

6. "Барабанщики"
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

7."Гармошка"
Присосать язык к небу, затем попеременно открывать и закрывать рот.
Изображение

Аватара пользователя
pumpl
Козак
Козак
Сообщения: 8
Зарегистрирован: 02 окт 2012
Всего на руках: Заблокировано
Репутация: 0
Пол: Женский
Откуда: Рязань
Поблагодарили: 2 раза

Re: Развитие речи ребенка

#2

Сообщение pumpl » 02 окт 2012, 21:28

Большое спасибо за такую полезную подборку!

Ответить

Вернуться в «Наші діти»