Випускники 1978 року, зустрічаємось 1 липня о 12 годині біля школи!

Технологии манипулирования сознанием или почему пропаганда работает

Особистість, взаємовідносини, суспільство, філософія...

Модераторы: Ksenia, TEMA

Аватара пользователя
Kozak Taras
Гетьман
Гетьман
Сообщения: 19338
Зарегистрирован: 16 ноя 2008
Всего на руках: Заблокировано
Банк: Заблокировано
Пол: Мужской
Откуда: Козацьке
Благодарил (а): 5069 раз
Поблагодарили: 8654 раза

Технологии манипулирования сознанием или почему пропаганда работает

Сообщение Kozak Taras » 14 дек 2015, 09:39

Чем лучше люди узнают сущность влияющих
на сознание технологий, тем больше вероятность,
что они поймут их назначение, и тем менее вероятность,
что эти технологии будут использованы.


Изображение

В последнее время мы наблюдаем феномен поразительного «отупления» людей, которых еще совсем недавно считали вполне вменяемыми и трезвомыслящими. В чем секрет такого невероятного перевоплощения? Почему сегодня умный, рассудительный, критически мыслящий человек, завтра вдруг превращается в оголтелого апологета какой-то навязанной извне теории, над которой раньше бы просто посмеялся?

Где проходит та тонкая грань, когда собственное свободное сознание вдруг становится объектом для навязывания, наложения на него несвойственных ему мыслей, взглядов, устремлений?

Начнем с того, что каждый человек, как известно, существует не обособленно, а в социуме, который в свою очередь продуцирует определенное информационное пространство. Из всех существующих на сегодняшний день генераторов информации в информационном пространстве превалирующую роль можно отдать все же средствам массовой информации в их традиционном виде. Именно они влияют и формируют мнение людей в наибольшей степени. Соответственно вопрос доверия к масмедиа становится вопросом возможности не только влияния, но и откровенного манипулирования мнениями, взглядами, а часто и поведением масс.

Технологии манипулирования человеческим сознанием известны и успешно применялись давно. Но особенного пика они достигли в новейшей истории с возникновением современных средств массовой информации. Этот «инструмент» позволил вывести манипулирование на совершенно новый, невиданный до этого по своим масштабам уровень, когда «гипнотическому» действию «слова» мог подвергаться не один человек, не группа людей, а миллионы одновременно.

Основоположником современных методов манипулирования массами, «художником пропаганды», как он сам себя называл, принято считать Йозефа Геббельса -оратора, манипулятора и правую руку Адольфа Гитлера. Всю суть своей пропагандистской теории Геббельс изложил в таких словах, обращаясь к представителям средств масмедиа: «Вот в чём состоит секрет пропаганды: того, кого хочешь подвергнуть пропаганде, надо насквозь пропитать идеей пропаганды так, чтобы он даже не заметил, что он ею пропитан». Эти слова выражают также один из основных постулатов успеха в деле пропаганды – это абсолютно откровенный и безусловный цинизм по отношению к тем, на кого она направлена.

«Пусть сколько угодно говорят о том, что наша пропаганда — крикливая, грязная, скотская, что она нарушает все приличия – плевать! Важно, что она вела к успеху — вот и все!» – так оправдывал Геббельс поставленные цели.

Вот некоторые из основных тезисов апологетов нацистской теории пропаганды:



Пропаганда должна ограничиться минимумом и повторять это постоянно. Настойчивость является важнoй предпосылкой её успеха.
Пропаганда не может быть объективной, она должна быть принципиально субъективно односторонней.
«Рядовые люди скорее верят большой лжи, нежели маленькой. Чем чудовищнее солжешь, тем скорей тебе поверят. Вот почему виртуозы лжи и целые партии, построенные исключительно на лжи, всегда прибегают именно к этому методу. Лжецы эти прекрасно знают это свойство массы. Солги только посильней — что-нибудь от твоей лжи да останется».


Со временем элементы манипуляции массами стали с завидной регулярностью использовать для достижения тех или иных целей многие политические деятели и политические партии. И, конечно же, незаменимым помощником, «высокоточным оружием» в этом грязном деле стали для них широкие возможности масмедиа.

В итоге манипуляция общественным сознанием стала не просто результатом «черного таланта» определенных харизматических личностей, а вполне конкретной технологией, детально разработанной и опробованной. Появились профессиональные работники, владеющие этой технологией или ее частями. Возникла система подготовки кадров, научные учреждения, научная и научно-популярная литература. Умение «виртуозно» лгать было возведено в статус науки.

Не будем углубляться в сложную теоретическую часть технологий манипулирования общественным сознанием в СМИ, отметим лишь самые яркие и действенные аспекты этих технологий, за которыми скрываются крайние формы откровенной пропаганды.

Первое правило – конечно же ложь. С нее все начинается. На ней все держится.
Второе – ложь должна быть «правильно» подана. Вариаций здесь огромное множество: от абсолютной лжи до утаивания существенной части правды, что фактически перечеркивает значимость и сущность сказанного, а также искажения правды, что в итоге дает такой же результат, как и абсолютная ложь. Что интересно – даже если чудовищная ложь вдруг по той или иной причине развенчивается, это не меняет существенно отношение к источнику, ее предоставившему. Как правило «потребители» этой лжи склонны снисходительно оправдывать СМИ на том основании, что «это же СМИ, бывают и у них проколы, их профессия – это сенсации, использовали непроверенный источник» и т.д.
Третье – по Геббельсу – ложь должна повторяться как можно чаще. Рано или поздно даже те, кто в нее не верил, начинают сомневаться.
Четвертое – опять же по Геббельсу – люди, которые «делают» пропаганду в СМИ должны обладать абсолютной циничностью и беспринципностью. Лгать с непроницаемым лицом нужно уметь. Еще больше «таланта» нужно, чтобы лгать убедительно.
Пятое – с теми, кто осмеливается опровергать ложь, не ведется цивилизованная дискуссия, на них «набрасываются» с оскорблениями, навешивают ярлыки, унижают и всеми способами пытаются дискредитировать.
И так дальше, и тому подобное.

Список можно продолжать очень долго. Методов манипулирования изобретено огромное множество. Но, несомненно, что с изобретением телевидения возможности «пропагандистской машины» возросли в разы. В чем же заключается его «магическая» сила? Особенность воздействия телевидения на человека – это одновременное участие органов зрения и слуха, что еще больше задействует пласты подсознания, за счет чего достигается максимальный манипулятивный эффект.

Известная пословица «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» в данном случае как нельзя лучше иллюстрирует уникальные возможности ТВ. Человек априори склонен верить тому, что он видит. ТВ создает эффект живого присутствия на месте события. Именно телевидение создает впечатление, что мы находимся здесь и сейчас, что все происходит на наших глазах. Никакой другой информационный канал подобного эффекта предложить не может.

Соответственно поле для манипулятивного воздействия расширяется практически до бесконечности. Разуверить человека в том, что он «видит» своими глазами по ТВ практически невозможно.

Методы «черного» манипулирования, «изобретенные» именно для ТВ:



«Подмена «картинки». Комментатор рассказывает о каких-то событиях, но на экране в этот момент не реальное изображение этих событий, а совсем другая «картинка» – или устаревших во времени событий, которые происходили здесь раньше, или событий, которые происходили или происходят совсем в другом месте. Для обычного человека как правило сложно определить местность, показанную на экране, особенно если он с ней раньше не был знаком. Поэтому зритель верит, что события происходят там и так, как это ему преподносят.


Постановочные кадры – широчайшее поле для «творчества». Это уже не просто ложь, это срежисированный от начала и до конца «спектакль», который выдается за действительные события. Специально выбранная местность, ракурс, «антураж», «действующие лица». Простой обыватель не в состоянии поверить, что такое возможно. Соответственно все воспринимается за «чистую монету».


Интервью с так называемыми «очевидцами» каких-то, как правило страшных событий. В роли «очевидцев» выступают или переодетые артисты, или другие специально подготовленные люди. «Очевидец» воспринимается зрителем, как настоящий свидетель событий. В этом случае упор идет на сочуствие к «очевидцу», на доверие к нему. Опять же поверить в неискренность таких «свидетелей» зритель не в состоянии.


«Вырванные из контекста» кадры, «усеченные» кадры, специальный ракурс съемки – все эти техники дают приблизительно одинаковый эффект, который по своему воздействию, как ни парадоксально, даже сильнее, чем откровенная ложь и полностью срежисированные постановки. Зритель вроде бы видит реально происходившие события, но частями и в том порядке, в котором ему их хотят навязать. Соотвественно картина получается очень часто противоположной тому, что происходило на самом деле.


Быстрая смена кадров, когда невозможно уследить за событиями, разглядеть детали. Зритель вроде бы и видит «картинку», но она не запечатлевается у него в сознании, она размывается, остается только общее впечатление, а на фоне этого идет «нужный» комментарий. В итоге, как и в предыдущем случае, комментарий может быть прямо противоположным тому, что происходило в действительности.


Нагнетание с помощью звукового фона. В этом случае помимо зрительного, задействуется очень сильно слуховое восприятие. Вместе они создают своего рода эффект впадения в транс. Как известно, определенная музыка часто используется в гипнотических сеансах. Идет максимальное влияние на эмоции человека. Умело подобранные кадры, выстроенные в определенном порядке, в сопровождении соответсвующего музыкального фона создают необходимый для манипулятора эффект. Зритель же лишается малейшей возможности критически воспринимать увиденное.


Опять же, список можно продолжать и продолжать, поскольку в последнее время с завидной регулярностью возникают все новые и новые способы «одурманивания сознания» с помощью ТВ.

Ну и конечно же, одним из обязательных условий успешной тотальной пропаганды является ограничение информационного пространства, то есть максимальная его «закрытость», когда исключается любая возможность доступа к правдивой информации. Особенно это важно на начальном этапе пропагандистской обработки населения. Как показывает практика, в дальнейшем это уже не имеет такого первостепенного значения, поскольку «просачивающаяся» из свободных источников правдивая информация уже не воспринимается «обработанным» населением, а практически сразу же отторгается. Возникает своего рода «иммунитет» к правде.

Напрашивается вопрос – есть ли возможность избежать подобного влияния?

Исходя из вышесказанного, первое, что можно сделать – «выбрать из двух зол меньшее». Просто отказаться от просмотра телевизора в пользу чтения. Это, конечно же, не гарантирует полного избавления от попыток манипулирования через печатный текст, но дает шанс избежать хотя бы того разрушительного, свойственного именно ТВ, действия на подсознание, на эмоции, сопротивляться которым практически невозможно.

Когда мы читаем, мы длительно контактируем с текстом, имеем возможность прерваться, обдумать полученную информацию, проанализировать ее. Это затрудняет манипулирование через текст, делает его методы малоэффективными.

Ну и конечно же необходимо пытаться развивать в себе критическое отношение к информации, умение замечать детали, читать «между строк», анализировать и отделять главное от второстепенного.

Кроме того, важным показателем, существенным «маркером» может стать состояние ваших эмоций. Если вы чуствуете, или вам об этом намекают окружающие, что «тонете» в «омуте» отрицательных эмоций: раздражительности, агрессивности, нетерпимости и депрессии – постарайтесь разорвать «порочный круг», в который вас, возможно, пытаются втянуть. Отвлекитесь на что-то положительное, займитесь каким-то творчеством, отдохните на природе. И ничего не смотрите и не читайте какое-то время. Это очень хорошо помогает. Проверено.
Чтобы увидеть ссылку, Вы должны быть зарегистрированы!
Изображение

Вільними та Гідними Громадянами можуть бути тільки ситі, здорові, озброєні!

Вернуться в «Людина і суспільство»